Национальная культурная общественная организация Ставропольского края "Союз поляков на Кавказских Минеральных Водах"
Пятница, 19.10.2018, 23:02
Вы вошли как Гость | Группа "$USER_GROUP$" | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Наши фотографмм [3]
Наши материалы [157]


Католический храм в Пятигорске

https://www.catholic-5gor.com/

Кто бывал в Пятигорске не мимоходом, а имел возможность и желание узнать его достопримечательности, тот непременно посетил лермонтовские места. Они бережно хранят память о  последних месяцах жизни поэта до  его гибели на дуэли,  здесь, у подножия  горы Машук, 15 июля 1841 г.(по новому стилю 28 июля).

В центре города, на возвышенности, в районе  под названием «Цветник»  стоит памятник М.Ю. Лермонтову вот уже 117 лет, работы известного скульптора Опекушина А.М.  Поэт сидит, подперев рукой голову,  внимательно и задумчиво смотрит вдаль на гряду гор Большого Кавказского хребта. Кажется, что он прозревает будущее России.

Сразу за оградой Лермонтовского сквера, справа от него, через дорогу стоит  костел. Вполне возможно, что поэт был свидетелем закладки этого храма.

 

Разрешение на его строительство  дал царь Николай I во время посещения Северного Кавказа в 1837 г. Так он удовлетворил ходатайство живущих здесь католиков: литовцев, поляков, немцев  и других иноземцев. Сохранилось изустное предание о том,  что царь  самолично подарил своих 40 золотых рублей на начало строительства.

Начало пятигорской католической общины в 1813 году положили сосланные за активное участие в наполеоновском походе на Россию поляки. Именно они выступили инициаторами постройки церкви. Но помимо поляков, в Пятигорске жили и другие нации, исповедующие католицизм и не имеющие возможность делать это согласно всем канонам. К тому же, и среди гостей города было немало католиков.

Архитектор Джузеппе Бернардацци в 1837 году разработал проект храма. Однако проблема финансирования не была решена. Лишь к 1840 году удалось собрать необходимую сумму – около 26 тысяч рублей. В 1842 года приступили к возведению храма.

Согласно проекту, храм был выстроен в безордерном стиле позднего классицизма. Церковь имела три придела: главный и два боковых. В главном приделе в южной части имеется балкон, где раньше размещался один из главных атрибутов католической церкви - орган.

Пятигорский костел. Фото: Елена Любимова/Великая Эпоха

А как оказались иноземцы в южных пределах России?  Дело в том, что в 600-тысячной армии Наполеона Бонапарта, хлынувшей в Россию в 1812 г., было 120 тыс. поляков. Чтобы это понять, надо обратиться к истории. 

В 1569 г. Королевство Польша уже окончательно образовало с Великим Княжеством Литовским  Речь Посполитую. Но Петербургскими конвенциями 1770-1790 г.г. территория Речи Посполитой   пережила три раздела (1772 г., 1793 г., 1795 г.) между Пруссией, Австрией и Россией. К 1795 г. Польша утратила свою государственность и большая часть ее земель вошла в Пруссию.

Когда Наполеон в 1807 г. начал войну с Пруссией, он привлек на свою сторону поляков, пообещав им вернуть независимость. И Наполеон выполнил свое обещание: после победы над Пруссией из части польских земель он образовал Варшавское Княжество. Просуществовало оно недолго и в 1814-1815 г.г. вновь было разделено, и вновь из большей его части было выделено Царство польское, переданное России, как победителю в войне с Наполеоном.

В 1812 г. 10-12 тысяч пленных поляков  ссылаются на Кавказ. Но уже в 1813 г. царь  Александр I  своим Указом разрешил им вернуться на Родину. Однако не всех она ждала, и около 2 тысяч поляков  и литовцев остались на Кавказе, в том числе и в Пятигорске. Надо сказать, что в 30-е годы  ХIХ в. всё население города было немногим более тысячи человек, из них католиков  около 400.

Политика русских царей в 30-40-х годах ХIХ в. была направлена на привлечение  иностранцев в Россию - ученых, врачей, архитекторов, строителей. Так в Пятигорске оказались  гидрогеологи, искавшие минеральные источники. Из них наиболее известен немец Ф. Гааз, очень много сделавший для становления курортов Кавказских Минеральных Вод.

Врач Пятигорского военного госпиталя Барклай де Толли (тезка известного полководца армии Кутузова), лично знал и лечил М.Ю. Лермонтова. Архитекторы-итальянцы братья Джованни и Джузеппе Бернардацци  работали здесь с 1828 г.  по 1842 г. и построили красивейшие здания и памятные места, которые и сегодня  делают честь нашему городу.

В Россию приглашались и  простые люди для обживания  свободных земель и развития ремесел. Так под Пятигорском появились колонии шотландцев,  немцев, итальянцев. Некоторые из них продержались до 1939 г.  Так что вполне понятным и обоснованным становится строительство костела для католиков, жаждущих своей веры.  Благоприятствовало тому и сближение  С.-Петербурга с Ватиканом в те годы. 6 августа 1844 г. храм был освящен в честь Преображения Господня.

До 1916 г. его настоятелями были преимущественно поляки, затем их сменил немец Иоханнес Рот, управлявший паствой в течение 21 года , вплоть до 1937 г. А в 1937 г. храм повторил трагедию большинства русских церквей: он был разграблен, разрушен, закрыт. Все надгробья и могилы в его ограде снесены, священник, активисты прихода и органист были расстреляны. Иоханнес Рот был расстрелян во Владикавказе в 1938 г.

Последующие 20 лет в помещении храма  размещался какой-то склад. И лишь в 1957 г., уже после смерти Сталина, по ходатайству Министерства культуры Минюст разрешил передачу этого здания под клуб.

В 1988-1990 г.г. здание храма было реставрировано, но было превращено в концертный зал филармонии курортов КМВ, где выступали известные артисты. Менялось время, и в 1992 г. возродился католический приход. Последующие 10 лет  филармония и храм сосуществовали: днем проходили службы, а вечерами – концерты.

Внутри храма в нишах стен, как это принято  в католических соборах, стоят скульптуры святых. В «филармонический период» храма каждому их них дали по музыкальному инструменту для пущего сходства с филармонией. И только в 2002 г. приходу в безвозмездное пользование, наконец-то, было передано все здание. И храм возродился.  Сегодня, если вы подойдете к костелу, то на его фасаде прочтете по-польски: CHWALCIE BOGA WSZYSTKIE LUDY (Славьте Бога, все народы).

Христианские храмы. Римско - католическая церковь

Христианские храмы. Римско - католическая церковь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А если войдете вовнутрь, Вам покажут интересную реликвию, сохранившуюся от первоначального храма: это древняя доска, на которой на трех языках (польском, литовском, армянском)  написано  Правило для верующих, как им получить отпущение грехов: надо 200 дней в году читать молитву «Отче наш».

 

Христианские храмы. Римско - католическая церковь Христианские храмы. Римско - католическая церковь

Христианские храмы. Римско - католическая церковь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орел - символ Пятигорска и КМВ

 

  • Парке Цветник, который заложен по чертежам архитекторов братьев Бернардацци в 1829 г. на месте болота, образованного водой сероводородных источников, были устроены многочисленные цветники, посажены три аллеи из лип, кавказских каштанов, кленов тополей. По эскизу живописца И.И.Крылова польский скульптор Людвиг Карлович Шодский (1858-1935), занимавшийся весной 1901 года изготовлением алебастровых ваз для парка на Горячей горе, довольно быстро исполнил изваяние Орла. В конце апреля готовая скульптура была водружена на пирамидальный пьедестал из «дикого» камня и развернута головой в сторону Спасского собора и парка «Цветник». Вскоре после своего появления Орел начал приобретать популярность, стали печататься первые его фотографии на почтовых открытках; он появился на обложках путеводителей, замелькал на журнальных и газетных полосах. Подобно Эйфелевой башне, которую парижане приняли как символ столицы Франции, так и Орел постепенно завоевал право быть символом Пятигорска.

Пятигорский Некрополь

 

 

У подножия горы Машук, расположено старейшее на Северном Кавказе пятигорское кладбище-«Некрополь». Воз­никновение его относится к первой половине XIX века. Большая часть захоронений принадлежит христианам.

На основной части «Некрополя» находятся обособленные участки: католический, протестантский, греческий и армяно-григорианский. На участке, который относился к католической части кладбища, были погребены поляки-военнопленные, служившие в армии Наполеона в 1812 году, а так же участники Варшавского восстания для которых Пятигорск стал местом ссылки.

 

По существующей версии, за местом погребения сестер милосердия, в «Некрополе» захоронен видный скульптор, автор замечательных творений, поляк — Людвиг Карлович Шодский. Его «Орел» на Горячей горе, стал эмблемой КМВ, а многочисленные скульптурные произведения украшают курорты Северного Кавказа.

 

Фонтан «Сказка» (иные названия: "Гномы", "Деды")

 

 

Создатель этой скульптурной композиции - польский скульптор и лепщик Людвиг Карлович Шодский (1858-1935) , автор знаменитого «Орла» на Горячей горе в Пятигорске.

Лермонтовская галерея

 

Когда входишь в Цветник, то внимание сразу привлекает, похожее на прозрачный леденцовый замок из детской сказки, сооружение из кружевного металла и цветного стекла. Это самое первое сооружение такого рода на КМВ. Первые металлические застекленные сооружения появились в середине XIX века в США и Европе. В 1840-х годах изобретатель металлического каркаса, американец Дж. Богард впервые применил сочетания широких остекленных переплетов с железными колоннами и арками. Первым подобным сооружением в Европе стал знаменитый «Кристал-Палас» (Хрустальный дворец), построенный в 1851 г. англичанином Дж. Пакстоном для первой Всемирной выставки в Лондоне. Работы этих зодчих положили начало «металлического» направления в мировой архитектуре. Во второй половине XIX века сооружения из металла и стекла широко использовались в развитых странах мира для выставочных павильонов, промышленных зданий и складов, магазинов и вокзалов, а также в качестве прогулочных галерей на известных европейских курортах – Карлсбад, Мариенбад и др. В России первое здание из железа и стекла появилось на Политехнической выставке 1872 года в Москве. Это был Морской павильон по проекту московского зодчего И.А.Монигетти. Весной 1900 г. новым Директором КМВ стал Владимир Васильевич Хвощинский, выпускник Академии Генштаба. Этот решительный и энергичный реформатор задался целью быстро, по-военному, поднять местные Воды на уровень известных западноевропейских курортов. На пятилетнее благоустройство КМВ правительство России выделило около 2,5 млн. рублей. Летом 1900 г. архитектор КМВ И.И.Байков посетил бывшую Нижегородскую выставку 1896 года с целью выяснения возможности использования его павильонов для КМВ. Однако они требовали сложной доработки для выполнения новых задач. Вернувшись с выставки, Байков составил задание на проектирование двух новых железных «галерей для гуляющей публики по типу европейских курортов». Просторное сооружение из металла и стекла должно было защищать «курсовых» от непогоды и жары, иметь место для прогулок и уютную гостиную для отдыха «очень важных персон», а также эстраду для парковых оркестров и театральный зал для многочисленных гастролирующих артистов и трупп. Вскоре Управление КМВ заключило особый договор на проектирование, изготовление и монтаж галерей с варшавской фирмой «Вл. Гостынский и Ко». В фирме работало 340 человек. Ею руководили три компаньона – председатель правления Владислав Гостынский, финансист Марк Вишневский и инженер Зенон Хржановский, который занимался инженерной подготовкой производства. По поручению этой фирмы известный варшавский зодчий академик Стефан Шиллер в октябре 1900 г. составил эскизные проекты галерей по программе зодчего И.Байкова. Они были обсуждены в Управлении КМВ, которое внесло изменения в проект театральной части пятигорской галереи. Доработку проекта выполнил инженер З.Хржановский, который к концу 1900 г. произвел расчет всех конструктивных частей и разработал подробные рабочие чертежи. Проект был утвержден к исполнению министром А.С.Ермоловым. Основную часть деталей изготовили на фабрике фирмы «Вл. Гостынский и Ко» в Варшаве. Длинномерные части каркаса изготовил Петербургский металлический завод. Разноцветные стекла были сделаны варшавскими мастерами. Весной 1901 г. части галереи были доставлены в Пятигорск. Фирма поручила инженеру З.Хржановскому наблюдать за строительством и руководить монтажом. Дебаты о месте в Цветнике под новую галерею были горячие. В итоге ее решили построить на месте протяженного деревянного павильона летнего кафе-ресторана «Цветник» перед Николаевскими и Ермоловскими ваннами. В конце 1900 г. Управление КМВ выбрало подрядчиком местное отделение владикавказской строительной фирмы «Орион», которая должна была возвести галерею к 1 июня 1901 г. Однако сооружение фундамента затянулось, так как на указанном месте оказалась подземная сеть труб от Николаевских ванн. Трубы разобрали и проложили в обход, а в зыбкий грунт забили «кустами» 76 свай. К маю вывели цоколь. Затем начали монтаж каркаса, который скрепляли заклепками. Монтаж, покраску и остекление галереи с большим трудом завершили ко дню 60-летней годовщины гибели поэта Лермонтова. 15 июля 1901 г. галерея была торжественно освящена и, по инициативе директора Вод, наречена Лермонтовской, в честь пятигорского «гения места». Затем были продолжены внутренние работы, бетонирование пола, устройство освещения, меблировка и пр. Управление Вод поручило известному донскому художнику И.И.Крылову изготовить основные декорации и приспособления для театральной сцены. В августе 1901 г. галерею осмотрел министр А.С.Ермолов, находившийся на КМВ. Он разрешил директору Вод сделать к галерее две пристройки. Первая, железная в стиле галереи, была сделана у заднего фасада и предназначалась для размещения внутри прогулочной галереи киоска по продаже привозных минеральных вод. Другая, деревянный фахверк у северного торца, для артистических уборных, была построена зодчим И.И.Зелинским в мае 1902 г. Она заметно исказила общий облик галереи. Железная Лермонтовская галерея на цоколе из машукского камня выполнена в стиле «металлической» эклектики, с использованием романо-готических мотивов и нарождающегося модерна. Прямоугольное сооружение длиной 80 и шириной 12 метров имеет в центре большой цилиндрический свод трансепта, по бокам которого симметрично расположены два крыла галереи, прогулочное и театральное. В средней части сделана поворотная эстрада для паркового оркестра. Металлический остов галереи обильно украшен коваными деталями – листьями каштана и лавра, повителью, щитами и пр. Ризалиты галереи украшены пестрыми цветочными витражами и ажурными башнями со стреловидными куполами, пронзающими небо. Крыша снабжена коньковым вентиляционным фонарем. Завершенная галерея открылась для посетителей весной 1902 г., в начале курортного сезона. В 1903 г. здесь прошли юбилейные торжества в честь 100-летия КМВ и состоялся второй Всероссийский съезд курортных деятелей. Прогулочная галерея часто служила для проведения всевозможных временных выставок. Театральный зал галереи хранит память о богатой культурной жизни Пятигорска за минувший век. Галерея дошла до наших дней почти без изменений. Ныне здание принадлежит Государственной филармонии на КМВ и имеет концертный и выставочный залы.

Скульптор Людвиг Карлович Шодский

 

Родился в Польше (г. Варшава) Сын мещанина, поляк. Закончил Краковский Университет, работал скульптором в Варшаве, Харькове, Ростове-на-Дону. После 1903 года постоянно проживал в Пятигорске. В учебных заведениях Пятигорска преподавал лепку. Автор многочисленных скульптур, украсивших Пятигорск и многие курорты КМВ. По существующей версии, похоронен в Пятигорском «Некрополе» за местом погребения сестер милосердия.